Пневмония при коронавирусе: симптомы, лечение, реабилитация

Короновирусная инфекция SARS-CoV-2 отличается высокой контагиозностью. Пути передачи – фекально-оральный, воздушно-капельный, контактно-бытовой. Протекает бессимптомно, в легкой, среднетяжелой или тяжелой форме. Согласно статистическим данным, пневмонию при короновирусе выявляют у 20% инфицированных лиц, в 2-5% случаев она приводит к смерти пациента.

Особенности

Для новой короновирусной инфекции характерно развитие атипичной вирусной пневмонии, которую диагностируют в первые дни после заражения или на поздних стадиях заболевания.

«Классическая» пневмония – это острое воспалительное поражение респираторных отделов легких, вызываемое бактериями, вирусами или патогенными грибками. Симптомы заболевания:

• повышение температуры тела >380С;
  • боли в грудной клетке;
  • кашель с мокротой желтого или зеленого цвета, прожилками крови;
  • выраженный интоксикационный синдром (слабость, тошнота, рвота, отсутствие аппетита);
  • нарушение сна;
  • одышка в покое или при минимальной физической нагрузке;
  • цианоз пальцев рук и ног;
  • тахикардия;
  • снижение артериального давления;
  • аускультативно выслушиваются влажные хрипы, крепитация;
  • лейкоцитоз;
  • ускорение СОЭ;
  • повышение СРБ, прокальцитонина.

На поздних стадиях развивается острый дистресс-синдром взрослых, сепсис.

Рост заболеваемости отмечается в холодное время года и связан с переохлаждением организма. Диагноз выставляют на основании рентгенографии легких, КТ-исследования, общего и биохимического анализа крови.

Пневмония при короновирусе регистрируется у 20% инфицированных. Для патологии характерно двустороннее поражение легких. Рентгенография и флюорография на ранних стадиях заболевания не информативны. Высокой диагностической ценностью обладает КТ-исследование, позволяющее выявить минимальные изменения в легких. Клиническая картина SARS-CoV-2 сопровождается:

• выраженной одышкой в покое;
  • сухим кашлем или со скудной слизистой мокротой;
  • симптомами интоксикации (слабость, тошнота, рвота, мышечные боли);
  • резким снижением сатурации (насыщение крови кислородом).

Температурная реакция у пациентов отличается. В анализах крови выявляют резкое повышение СРБ, юных форм лейкоцитов, снижение лимфоцитов. Прокальцитонин остается в пределах нормы до присоединения вторичной бактериальной флоры.

Для новой короновирусной инфекции не характерно развитие классического дистресс-синдрома. Приемы раскрытия и удержания альвеол не работают, повышение PEEP (ПДКВ) и фракции кислорода не сопровождается повышением сатурации и pO2. Кислород не диффундирует в кровеносное русло: поражены стенки сосудов.

Падение артериального давления и развитие сепсиса характерно для поздних стадий заболевания при наслоении внутрибольничной флоры, отличающейся агрессивностью и резистентностью к антибиотикам.

Развитие симптоматики

Клиническая картина при «классической» пневмонии развивается в первые сутки поражения легочной ткани. КТ-изменения легких при короновирусе обнаруживают на 3-5 день заболевания, максимум – на 6-10 сутки.

Для дельта-штамма характерно быстрое развитие симптоматики – на 2-3 день от момента заражения. Отсутствие кашлевого рефлекса чаще диагностируют у пожилых пациентов. Снижение насыщения крови кислородом отмечают при среднетяжелом и тяжелом течении заболевания. Степень падения сатурации разнится между пациентами. В 20% случаев требуется назначение кислородотерапии (через лицевую маску, носовые канюли), 5% пациентов врачи вынуждены переводить на ИВЛ. В исключительных случаях применяют ЭКМО (экстракорпоральная мембранная оксигенация крови). Переходный этап – применение неинвазивной вентиляции легких, CPAP.

Лечение

Специфического лечения против новой короновирусной инфекции не существует. Терапия носит патогенетический и симптоматический характер. Врачи назначают инфузионную терапию, жаропонижающие средства, витамины, антиагреганты и антикоагулянты, стероиды. По решению консилиума и при согласии пациенты возможно применение экспериментальных методов лечения: блокаторы ИЛ-6, ремдессивир.

При легком течении заболевания курс терапии длится 1-2 недели. При среднетяжелых и тяжелых формах срок лечения определяется течением патологического процесса. Минимально срок нахождения в стационаре может занимать 3-4 недели. В тяжелых и крайне тяжелых случаях период растягивается до 2-3 месяцев. После выписки из учреждения здравоохранения пациенту следует пройти курс реабилитации.

Течение заболевания утяжеляет сопутствующая патология: сахарный диабет, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь легких, бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких, онкологические заболевания. Для новой короновирусной инфекции характерно повышенное тромбообразование.

Период реабилитации

Сроки восстановления пациента зависят от степени поражения легких при короновирусе. При бессимптомном и вялом течении заболевания человек приступает к работе после выздоровления или окончания периода самоизоляции. При среднетяжелом и тяжелом лечении заболевания после выписки из стационара пациент направляется на курс реабилитации до 4 недель.

До полугода следует принимать антикоагулянты и антиагреганты, заниматься дыхательной гимнастикой, правильно питаться, полноценно высыпаться. Предпочтение в еде нужно отдавать продуктам, богатыми витаминами, микроэлементами, белками. Сон должен длиться минимум 7-8 часов.

Продолжительность физических нагрузок – 20-30 минут в день, периодичность – 5-6 раз в неделю. Крайне важны ежедневные прогулки в течение 30-60 минут на свежем воздухе.

Прогноз

У 50-60% пациентов инфекция протекает в легкой форме. В 20% случаях диагностируют поражение легочной ткани. 5% инфицированных нуждаются в ИВЛ. 1-4% заболевших умирают.

Повторное КТ-исследование следует проводить через 6-12 месяцев после выздоровления.

Остались вопросы? Свяжитесь с нами!

Наша клиника находится в Октябрьском районе в 5 минутах от набержной по адресу: ул. Лесная, 9
Обратите внимание! Вход и въезд во двор здания строго по ул.Первомайская (мимо главного корпуса СамГТУ)

Понедельник-Пятница - 9:00-17:00
(по записи)